Полеты над небытием (попытки суицида)
Номер газеты: ноябрь 2006
Автор: Баринова А.
Тему беседы с Наталией Георгиевной ОСУХОВОЙ, доцентом кафедры социальной психологии Московского государственного социального университета, на этот раз подсказало письмо семнадцатилетнего Павла Д. из города Рославль Смоленской области. Приведем несколько строчек из него: «Я никогда ни с кем не гулял, мой друг сказал, что приведет девчонку, которая свободна и стопроцентно согласится быть со мной. Но она не обратила на меня внимания, потому что гуляла с другим парнем. Потом он бросил ее, но она метнулась не ко мне, а к еще одному — из Москвы, потом у нее появился еще какой-то — гораздо старше ее. После нескольких месяцев и москвич и пожилой тоже ее покинули. Она все время делает попытки порезать вены, а мы с друзьями спасаем как можем. Когда я подхожу к ней, в ответ получаю издевательства. А ведь я ее люблю! Просто даже хочется умереть и не жить дальше! Я знаю, что эта девушка тоже одинока, но почему, почему ей все равно с кем, только бы не со мной?»/i>
Суицид, как показывает мой опыт, может быть не только выходом из абсурда.
Он может быть бегством от боли, от страдания.
Он может быть способом избавиться от невыносимого страха.
Альбер Камю
— Наталия Георгиевна, жду ваших комментариев. Ведь в письме — настоящий крик боли.
— Если говорить о подруге мальчика, то здесь все достаточно ясно: во-первых, попытки суицида она делала только в присутствии людей, во-вторых, организовывала себе быструю помощь, ну и в-третьих, выбирала самый эффектный, но не самый эффективный способ покончить с собой. В подростковом и юношеском возрасте частым бывает так называемый демонстративный суицид, охарактеризовать который можно фразой: «Сейчас я глаза закрою — пусть всем вам будет темно!» Есть такие строчки у Николая Заболоцкого. В этом случае попытка суицида — не решение уйти из жизни, а стремление испугать близких, друзей, или добиться своего, или избежать наказания. Но я не иронизирую над героями. Они-то как раз достойны сожаления. Потому что, во-первых, нередко суицид демонстративный становится суицидом удавшимся, поскольку демонстратор не рассчитал силы и средства. А во-вторых, потому что, видимо, очень тоскливо и одиноко живется человеку и слишком многого в его жизни нет, если единственным способом достижения заботы, нежности, внимания или просто интересной жизни он выбирает столь экзотический — испугать всех своим уходом. В этом случае стоит говорить о том, что человек еще внутренне не вырос — это первое; и второе — о том, что живет он в «мексиканистом» образе мира. Ему кажется, что трагичность — это признак изысканности, признак особости или особенности.
— Мне кажется, есть тип людей, предрасположенных к суициду: чуть что-то не удалось — человеку не хочется жить. Хотя он здоров, достаточно молод, довольно удачлив. Но ему действительно не хочется жить! Это что — каприз? Или, может, что-нибудь врожденное — «неправильные» гены? И причем, подчеркну, в основном это свойство поколения нынешних 25-30-летних. Случилось ли так потому, что, пока мы росли, еще бытовало советское «все лучшее — детям» и «все пути открыты», а потом настал перелом в судьбе страны, и пассивные молодые люди оказались не у дел? Избалованность или ожесточенность? Почему именно в этом поколении?
— Над проблемой суицида размышляли многие, в том числе и великие философы. Кстати, суицид очень помолодел. Сегодня мы нередко имеем дело с попытками ухода из жизни десятилетних детей. Но тут, может быть, особый случай: они не представляют всех масштабов этого шага. Им кажется, что смерть — это на время. Суицид же у 25-30-летних я бы разделила на несколько видов. Про один вариант — демонстративный — мы уже сказали выше. А второй вы сами, пожалуй, сформулировали: привыкли быть детьми и жить в детской позиции — «мы — дети великой страны».
Таким образом, когда происходящее вокруг начинает казаться излишне абсурдным и нелепым, они действуют по известной песенке, которую я услышала от бывших наркоманов: «Дайте мне мой шанс — иначе я выйду вон!» Вот они и выходят вон. Но заметьте: они требуют дать шанс, а не берут его сами. А шансы, как и права, не дают, а берут. По сути дела, это — вызов небесам, вызов Создателю и возврат ему обратного билета.
— Это идет от атеизма?
— От философии «гордыни русской» и извращенного стремления к власти, самостийству при отсутствии зрелости. Третий вариант — любовь к хождению по краю. Обратите внимание, что в определенных кругах хождение по краю (будь это край наркотиков, край экстремального спорта или экстремальных развлечений) считается высшим смыслом жизни. Многие из них неспособны в силу своих жизненных обстоятельств испытывать подлинные чувства от общения с другим человеком, от простых радостей жизни и избирают напряженную ситуацию, от которой, как известно, в крови бурлит адреналин, а как только ситуация проходит, появляется этакое облегчение и ощущение полноты жизни. Они заменяют реальную жизнь поддельной. Кстати, это могут быть и взрослые, выросшие — в одном варианте, — из очень одиноких детей, а в другом — из детей, испытавших в раннем и подростковом возрасте жестокость, насилие, побои. Они самим образом жизни отучены чувствовать естественно и заполняют вполне реальную душевную пустоту искусственно созданными экстремальными ситуациями.
По моему мнению, последний вариант ближе к подлинному бегству от боли и страдания.
— Значит, люди настрадались, и следует им посочувствовать?
— Сочувствие естественно для человека, но в данном случае оно перечеркивается, по-моему, одной фразой, которая прозвучала в давнишнем фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Подросток от безнадежной любви решает уйти из жизни и даже пишет записку, на которую натыкается отец, и между ними происходит тяжелый разговор. Подросток с вызовом и ожесточением кричит: «Так что же мне теперь делать?» Отец очень по-мужски, спокойно говорит: «Учиться страдать». Поскольку на самом деле зрелый человек отличается от ребенка тем, что он понимает: жизнь бывает разной, и состоит она не только из радостей и удач. Могут быть болезни, может быть нелюбовь, когда очень хочется любви, и страдания неизбежны.
У Арсения Тарковского есть потрясающие строчки: «Малютка-жизнь, держи меня, держи. / Возьми мои последние гроши. / Не опускай меня вниз головою / В пространство мировое шаровое...» Вот, пожалуй, эти строки, написанные уже немолодым Тарковским, и выражают то, что так важно для каждого из нас: любовь к жизни, желание жить. Потому что, пока мы живем, у нас есть шанс изменить эту реальность. А уход — это отнюдь не гарантия счастья. Это — ничто.
Христианские позиции жестки и однозначны: это не просто ничто, это — грех. Поскольку возврат Создателю билета означает злость на него: жизнь, дескать, не такая, чего-то мне недодали!.. За того, кто решается на самоубийство, даже молиться нельзя.
Вот мы и обсудили с вами три типа суицида от духовной незрелости. Первый — демонстрация, второй — инфантильное избавление от страха (читай — трусость) и третий — бегство от боли и страдания.
— Печально знаменитый случай, который вверг в шок практически всех — и взрослых и детей, — когда в одном городке три девочки двенадцати и тринадцати лет спрыгнули с девятого этажа. Кстати, девочки примерные: не курили, не пили, хорошо учились. Версия класса: из-за любви к одному и тому же мальчику.
— Тот печально известный случай в Балашихе характерен именно для подростков — суицид за компанию. В балашихинском случае лишь одна из тройки была несчастно влюблена и имела проблемы. Две другие просто решили ее поддержать. Недавно подобная трагедия произошла в Коломне.
Рядышком обычно еще «ходит» суицид из-за смерти кумира. Вспомните волну самоубийств поклонников Виктора Цоя или Курта Кобейна.
Сотворение себе кумира, по Библии, страшный грех. Это означает сосредоточивание всего смысла жизни, всей ценности своей не в себе, а в другом человеке, предмете, иногда — в призвании или, точнее, в том, что кажется призванием. Потому что за призвание нужно бороться, трудиться и достигать его. Просто так с неба ничего не сваливается.
К сожалению, суициды по извращенно понимаемому чувству дружбы и поддержки или из-за гибели кумира трудно предусмотреть и почти невозможно предотвратить. Так что здесь, пожалуй, стоит сказать: молитесь, чтобы друзья и кумиры ваших детей, младших братьев и сестер как можно дольше были живы! Одновременно вдумайтесь: как же бедна должна быть жизнь молодого человека, как мало ниточек связывает его с реальным миром, если друг или кумир, которым он подражает, могут побудить сделать последний шаг. Единственное, чем можно помочь: расширять его суженный с овчинку мир.
Самое сильное противоядие, которое спасает человека даже в невыносимых условиях, — это, во-первых, особое отношение к самому себе («я отношусь к себе, как к ценности, которая доверена мне самому, и только я отвечаю за свою жизнь и берегу эту жизнь!»). А во-вторых, чтобы выжить, необходимы зацепки в жизни: друг, дело, иногда, может быть, просто — собака, то есть что-то или кто-то, зависящий от тебя, кому будет плохо без тебя. Если ты можешь быть ответственным за кого-то или что-то, всегда появляются те, кому нужна эта любовь и теплота.
- В России каждый день добровольно уходят из жизни 17 детей. В год это более 6000 человек. В 9-10 лет больше суицидов совершают мальчики. С 16 до 18 — девочки. Возраст 13-14 лет опасен для тех и для других. 70% суицидов совершается психически здоровыми подростками.
- Незавершенных суицидов в 40 раз больше, чем завершенных. Завершенные и более жестокие самоубийства совершают представители сильного пола.
- Пик самоубийств в Москве совпал со временем максимальной инфляции (94-95 гг.), а также со знаменитым дефолтом в августе 1998 года.
- Среди студентов попытки самоубийства чаще всего совершаются на первом и последнем курсах. Причина — депрессия. На первом курсе — от перегрузки и трудности адаптации в столичных вузах. На последнем — опять депрессия: выпускник не знает, куда ему пойти-податься дальше. (А может, лучше заглянуть в журнал «Работа и Зарплата» и начать подыскивать работу заранее?)
Будьте чуткими и внимательными. Если ваш ребенок или друг резко изменился, выглядит несчастным или, наоборот, находится в состоянии подозрительно острой эйфории, не спит ночами и начал говорить о смерти или, что еще хуже, раздаривает свои любимые вещи окружающим, постарайтесь оставить все дела и обратитесь к хорошему психологу. Не медлите — иначе может оказаться поздно!
Материал впервые опубликован в 2002 г.
В центре "Помоги себе сам" можно записаться на прием к психотерапевту. Справки и запись по тел.(499) 179-10-20;(499) 742-83-58;(499) 742-83-59
Поделиться с друзьями: