Евгений Шибалов Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

приглашает на занятия
УРОКИ ЗДОРОВЬЯ
ПОНЕДЕЛЬНИК 13.00-15.00
СРЕДА 13.00-15.00




 

Александр Фролов Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

приглашает на занятия
ЖИЗНЕННАЯ СИЛА
+ СИЛА СОЗНАНИЯ
ПОНЕДЕЛЬНИК 17.00-19.00
СРЕДА 17.00-19.00

 

Валентина Чистова Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

"ХАТХА-ЙОГА"
ВТОРНИК 18.30-20.30

Подробнее:
 

Севда

Таролог и потомственный целитель.
Мастер работает строго по записи
Подробнее:


 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.
Газета
для тех, кто ищет духовное и физическое здоровье

Исцеление словом (Афазия)



Номер газеты: декабрь 2006
Автор: Гацунаев Н.

Логос — слово, предложение, речь, понятие... ДУХОВНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО, МИРОВОЙ РАЗУМ, ОГНЕННАЯ ДУША КОСМОСА. В христианстве отождествляется со вторым лицом Троицы (Богом-сыном, Иисусом Христом).

Энциклопедический словарь




«Словесная речь человека — это союзное звено между телом и духом», — писал в середине XIX века автор «Толкового словаря живого великорусского языка», врач, лексиколог и писатель Владимир Даль. С помощью этого звена моя собеседница Марианна Константиновна Шохор-Троцкая сорок с лишним лет возвращала к полноценной жизни больных с афазией — частичной или полной потерей речи. Она — логопед-афазиолог, кандидат педагогических наук, автор многочисленных книг и статей по стратегии и тактике восстановления речевых функций. По сей день обучает студентов своему граничащему с чудом искусству.

— Марианна Константиновна, в представлении многих логопед — это специалист по устранению речевых дефектов. Перевод термина с греческого — «обучающий речи» — расширяет поле деятельности ваших коллег, но, по-видимому, тоже не точен. Получается, что к логопедам можно причислить всех родителей.

— В каком-то смысле так и есть. Логос — это не только речь, но и слово, понятие, смысл, разум. А кто, если не родители, обучает всему этому своих чад? Но обучать речи ребенка и взрослого пациента с афазией — далеко не одно и то же. Первое начинается с «чистого листа». Второе сравнимо разве что с восстановлением разрушенного землетрясением города. В древности на Востоке считали, что у целителя, то бишь врача, — три основных орудия: слово, травы и нож. Заметьте, слово названо первым. Это главный рабочий инструмент логопеда.

Постинсультная афазия возникает в результате острого нарушения кровообращения. Лишенные кислорода, гибнут клетки коры головного мозга. Образуются мертвые участки и зоны. В зависимости от того, куда пришелся «мозговой удар», наступают параличи, афазии, расстройства памяти, зрительные, слуховые, тактильные агнозии — нарушения восприятия. Больные перестают узнавать родных и близких. Видят, но неадекватно воспринимают знакомые предметы, рисунки, буквы, цифры. Утрачивают навыки чтения, письма, счета. Слышат, но не понимают человеческую речь, знакомые мелодии, звуки, шумы, голоса. Не различают на ощупь форму предметов, их температуру, гладкие или шероховатые поверхности. Не способны говорить, общаться. Вывести пациента из такого состояния с помощью только лекарств и физиотерапевтических процедур, как правило, не удается.

— Почему?

— Потому что нервные клетки не восстанавливаются. Оживить пораженные инсультом участки коры головного мозга невозможно. Единственный выход — переадресовать их функции неповрежденным участкам мозга. Научить здоровые нейроны выполнять новые, непривычные для них функции может только сам больной. И задача логопеда — помочь ему в этом.

— Получается, больной исцеляет себя сам?

— В известном смысле, да. Любая сложная система, подвергнутая воздействию извне, стремится перестроить себя таким образом, чтобы свести на нет результат этого воздействия. В науке подобное явление известно как принцип Ле Шателье-Брауна. Человеческий организм — не исключение. Он обладает способностью произвольного, спонтанного восстановления нарушенных функций. Известны случаи, когда больной самостоятельно, без участия врачей и логопедов в считанные дни избавляется от афазии. Правда, бывает такое очень редко. И исключительно у абсолютных левшей.

— Не связано ли это с тем, что у левшей, вынужденных постоянно приспосабливаться к условиям «праворукой» цивилизации, переадресовка функций одних участков коры головного мозга другим начинается едва ли не с пеленок?

— Возможно. У левшей, переученных в детстве с левой ведущей руки на правую, распределение высших корковых функций чаще всего имеет мозаичный, неполный характер. Речевые функции реализуются у них обоими полушариями мозга, а не левым, как у абсолютных правшей.

— Существуют ли другие причины афазии кроме инсульта?

— Конечно. Черепно-мозговые травмы, например. Все, что нарушает нормальное мозговое кровообращение. Но основной «поставщик» афазий все-таки инсульт.

— Когда лучше всего приступать к восстановлению речи?

— Еще недавно считалось, что пациенту надо сначала полностью окрепнуть. Сегодня уже очевидно, что стимулирующее, а затем и перестраивающее речевую функцию вмешательство особенно эффективно, когда оно начинается на фоне спонтанного процесса восстановления, о котором мы говорили выше. В зависимости от состояния пациента к этой работе можно приступать уже через несколько дней после инсульта. Чем раньше, тем лучше.

Бытует мнение, что если больной промолчал три, пять и более лет, то вернуть речь практически невозможно. К счастью, нет правил без исключений. Был в моей практике случай, когда удалось «разговорить» пациента, промолчавшего после черепно-мозговой травмы десять лет. Пришлось заниматься с ним после работы по три часа ежедневно. Через три с половиной месяца человек заговорил.

— Для восстановления речи у больного с грубейшей, запущенной афазией три месяца — срок фантастически малый. Обычно на это уходит гораздо больше времени. Чем объяснить такую стойкую «неподатливость» к переучиванию?

— Тем, что нервная система человека практически закрыта для внешних воздействий, кроме тех, которые запрограммированы самой Природой. Ничьих других приказов нейроны «не слушаются». Однако в первые дни, недели, месяцы после инсульта «железный занавес» ослабевает. Стремясь устранить экстремальную ситуацию, организм подает нервным клеткам команды на переучивание. А это как раз то, что нужно логопеду. Самое время подключиться к процессу перестройки.

Случай, о котором я рассказала, конечно же, нетипичен. По крайней мере, на сегодня. Зато наглядно свидетельствует о том, что при усердии с обеих сторон опытный (у меня к тому времени был уже тридцатидвухлетний стаж работы с такими больными) логопед может восстановить речь и через пять, и через десять лет после ее утраты. А значит, недалек день, когда такие случаи перестанут быть исключением.

Но назвать спонтанное восстановление речи самоисцелением можно только с большой натяжкой. Реабилитационный процесс в таких случаях протекает независимо от воли больного, и сам он в нем сознательного участия не принимает. Главная задача логопеда как раз в том и состоит, чтобы пробудить в больном сознательное стремление во что бы то ни стало преодолеть речевой дефект.

Поэтому первое, что предстоит сделать логопеду, это расположить к себе пациента, обрести в его лице единомышленника, союзника и соратника. Как этого достичь?

Первое — быстрое и эффективное вхождение в контакт с больным достигается с помощью «правила трех полюсов»: улыбка, имя пациента и логопеда, комплимент.

В общении с больным надо не скупиться на улыбки, добрые, приветливые интонации. Обращаться друг к другу по имени или имени и отчеству, в зависимости от разницы в возрасте. Уважительно относиться к личности больного, его прошлому жизненному опыту. В ходе занятий не упускать случая похвалить его за малейший, даже самый незначительный успех.

Второе — необходимо дать психологическую установку на непременное и полное выздоровление. Очень важно, чтобы и сам больной, и члены его семьи были убеждены, что у него сильный, волевой характер, способный преодолеть любые трудности.

— Вы упомянули членов семьи больного. Могут ли они участвовать в реабилитационном процессе, и что для этого от них требуется?

— Могут и должны. Они постоянно рядом с больным, а значит, у них больше, чем у логопеда, времени и возможностей положительно влиять на его состояние. И моральное, и физическое. Практика показывает, что личность больного, его интеллект, воля, душевный настрой — решающие факторы постинсультной реабилитации. Трудно, а порою и невозможно преодолеть афазию, если сам больной того не хочет. Тут-то и должны прийти на помощь логопеду родные и близкие пациента. Ведь человек, перенесший инсульт, внезапно оказывается как бы в чужом, пугающе непонятном для него мире. Недуг исказил до неузнаваемости, а то и вовсе вычеркнул из его сознания привычные реалии, критерии, навыки, ощущения. Свел на нет возможность речевого общения с окружающими. Не в силах осознать, что с ним произошло, больной остро переживает изменение своего социального статуса, не видит выхода из своего бедственного положения. Ощущает себя слабым, одиноким, никому не нужным. Впадает в депрессию.

Родные и близкие должны все это учесть и вести себя в присутствии больного так, словно ничего особенного не произошло. Общаться уважительно, терпеливо. Даже когда человек полностью «отключен» от окружающего, он на подсознательном уровне воспринимает ваш голос, его тональность, эмоциональный заряд. Для начала уже и это не мало. Пройдет какое-то время, и он начнет вас понимать, адекватно реагировать на ваши слова. Монолог постепенно перейдет в диалог, станет связующим звеном, мостиком к взаимопониманию. А это уже первый реальный шаг на пути к исцелению.

О чем говорить с больным? О чем угодно. Ухаживая за ним, сопровождайте свои действия речевым комментарием. Советуйтесь. Передавайте приветы от знакомых. Обсуждайте последние новости. Даже тема болезни не запрещается: да, это очень серьезно, была опасность для жизни, но ты выстоял, теперь самое трудное позади. Дело идет на поправку и т.д. Но темы, которые заведомо неприятны вашему подопечному, лучше не затрагивать. Побольше положительных эмоций, поменьше отрицательных — вот принцип, которого надо придерживаться. Особенно поначалу.

— Сопровождать речевым комментарием — это как?

— Примерно по такой схеме: утро, вы входите в комнату больного. Он индифферентен, не реагирует на ваше появление. Это не должно вас смущать. Обращайтесь к нему так, как если бы он вас слышал и понимал: «Доброе утро. Как ты себя чувствуешь? Получше? Прекрасно. Давай-ка я тебе подушку поправлю. Так удобнее? Вот и хорошо. Из форточки не сквозит? Наверное, лучше прикрыть, похолодало на улице. Сейчас умоемся и я принесу тебе завтрак. А потом уборкой займемся». При этом следите за своим голосом, интонациями. Эмоционально-чувственная составляющая слова не менее важна и действенна, чем смысловая.

— Все это так или иначе предполагает участие логопеда. А как быть тем, у кого вызов неотложки — и то проблема, а уж о логопедах нечего и мечтать? Есть ведь и такие семьи?

— К сожалению, есть. Но заочно рекомендовать им что-то конкретное я бы не рискнула. Единственное, что можно посоветовать в такой ситуации — обзавестись специальной литературой и внимательно ее проштудировать.

— Конечно, мы приведем список такой литературы для читателей. Но проблему в целом это, к сожалению, не снимет. Что, по-вашему, необходимо для ее решения?

— Снизить, а еще лучше свести на нет количество инсультов, черепно-мозговых травм, всего, что приводит к нарушению мозгового кровообращения. Но это уже скорее социальная проблема, чем медицинская.

— Сколько сегодня логопедов в России?

— Затрудняюсь сказать. В Москве примерно полторы-две тысячи. Думаю, что этого недостаточно. В стране ежегодно регистрируется около пятисот тысяч инсультов. В логопедическом аспекте это означает, что количество людей с грубыми расстройствами речи неуклонно возрастает. Полностью охватить их стационарным и амбулаторным лечением отечественное здравоохранение не в силах. Лишь двадцати процентам таких больных удается получить квалифицированную помощь и вернуться к прежней работе. А могло бы и должно быть гораздо больше.

— Слово — главный рабочий инструмент логопеда. Есть и другие?

— Конечно. Рисунки, картины, разрезная и обычная азбука, счетные палочки, письменные принадлежности, предметы повседневного обихода, аудио- и видеозаписи — все, что окружает пациента, используется логопедом в качестве рабочего инструментария и с помощью слова, речевого общения задействуется в системе специальных упражнений, зрительных, слуховых, письменных диктантов и т.д. Вернуть больному речь, «разговорить» его можно только при помощи речи.

— Вы отметили три основных фактора, облегчающих устранение афазии: леворукость, стремление больного во что бы то ни стало преодолеть речевой дефект и помощь родных и близких.

— Есть еще четвертый — степень интеллектуального и культурного развития больного до заболевания. Чем выше этот уровень, тем успешнее и легче протекает процесс восстановления речи. Нейропсихологический аргумент в пользу пословицы «ученье — свет, а неученье — тьма».


Материал впервые опубликован в 2002 г.
Поделиться с друзьями:



Отзывы на статью [3]

Добавить отзыв
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст отзыва:
Код на картинке:
РУБРИКАТОР
Медицина: история и открытия

Мир вокруг нас

Психология

Болезни, которые нас выбирают

Традиционная медицина

Целебное питание, диеты

Школа здоровья

Природные лекарства

Рецепты красоты

Детская энциклопедия

Медицинский дайджест

Женское здоровье

Наши врачи

Мужское здоровье

Товары для здоровья

Интересное знакомство

Рецепты народной медицины от наших читателей

Первая помощь

Спорим, обсуждаем, советуем.

Аренда загородного дома для семинаров и экстремальных тренингов

 
Наше расписание на портале СмартАфиша
 

Мы ВКонтакте

 

Мы в Facebook

 

Мы в Twitter_ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!



 

Самопознание.ру

Всё саморазвитие и самосознание на одном сайте (Самопознание.ру).
 
АНОНСЫ СТАТЕЙ
Психология
Комплекс блондинки
Общеизвестно стереотипное мнение о низком интеллектуальном уровне блондинок. Однако традиционные шуточки на эту тему не так безобидны — они имеют эффект «кодирования» и сами по себе способны повлиять на результаты тестов, которые проходят дамы со светлыми волосами.

Психология
Исцеление стрессом (психология)
Известно, что в организме человека существуют огромные резервы здоровья, которые обычно мобилизуются в критических ситуациях.

Школа здоровья
«Белый тигр» — гепатит С (пути заражения и лечение)
Пути заражения и лечение вирусного гепатита С.

Медицинский дайджест
Автомобиль приводитк ортопеду
Специалисты рекомендуют как можно тщательнее подгонять под себя сиденье автомобиля...

Целебное питание, диеты
«Оранжевые солнышки» (апельсины и мандарины)
Фрукты обладают способностью излечивать многие болезни даже более эффективно, чем химические лекарственные препараты.

Болезни, которые нас выбирают
Расстроился желудок
С наступлением лета резко увеличивается число людей, страдающих от острых кишечных расстройств, диареи, или, проще говоря, поноса.

Мир вокруг нас
Дом окнами на шоссе
Какие опасности подстерегают обитателей городских домов?

Болезни, которые нас выбирают
Болезнь Альцгеймера
Изменения в мозге, которые приводят болезни Альцгеймера, закладываются в возрасте от 20 до 40.

Мир вокруг нас
Сохраните отпускное настроение!
Ученые постоянно напоминают нам, что человек как биологический вид сформировался в условиях теплого климата. Поэтому большинство жителей средних широт как минимум полгода живут в условиях климатического дискомфорта.

Школа здоровья
«Задышим» головную боль!
Неудобное кресло, плохая освещенность рабочего места, долгие часы работы «не разгибаясь» за компьютером или на конвейере приводят не только к общей усталости, разбитости, но и к головным болям, с которыми не справляются никакие анальгетики.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Самопознание ру
САМОПОЗНАНИЕ РУ




АНОНСЫ СТАТЕЙ
Женское здоровье
Беременность нежелательна? Предохраняйтесь!
Идеального средства контрацепции не существует. Выбирать его лучше вместе с врачом. Ведь приходится учитывать механизм действия, преимущества и недостатки, возраст, состояние здоровья и т. д.
Целебное питание, диеты
СОЯ — ПОЛНОЦЕННЫЙ ЗАМЕНИТЕЛЬ МЯСА
Покупая соевые продукты, мы лишь приблизительно представляем, чем же они полезны. А надо бы подкрепить это смутное представление авторитетным мнением.
Целебное питание, диеты
Не панацея, но необходимость (О пищевых добавках)
Одни специалисты считают, что эти препараты ничего, кроме вреда не приносят. Другие видят в пищевых добавках чуть ли не панацею от всех болезней. А что думают об этих проблемах практические врачи?
Школа здоровья
Когда чешется глаз (аллергический конъюнктивит)
Весна — пора цветения. Однако вместе с радостью пробуждающейся природы нередко в это время приходят и страдания для тех, кто подвержен весеннему конъюнктивиту.
Психология
Лабиринты человеческой души в политической реальности
Труд Юнга «Психологические типы» стал отправной точкой для создания соционики. Это самое яркое направление в психологии описывает и соединяет в неразрывное целое все существующие личностные типологии.