Rambler's Top100 Яндекс цитирования Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.
Газета
для тех, кто ищет духовное и физическое здоровье

Георгий Мартынюк: «Главный инструмент актера его нервы...»



Номер газеты: февраль 2003
Автор: Баринова А.

Самый знаменитый телевизионный положительный герой из первого советского сериала «Следствие ведут знатоки» идеальный майор милиции Пал Палыч Знаменский (а на самом деле актер Театра на Малой Бронной Георгий Яковлевич Мартынюк) родился 3 марта в предвоенный 1940 год в Оренбурге. Если бы не одно обстоятельство, никаких оснований мечтать о театре в суровое послевоенное время у провинциального мальчишки вроде не должно было быть. Но брат (старше двенадцатью годами) служил актером областного драмтеатра. А поскольку родители дни и ночи пропадали на работе, он брал маленького Георгия с собой в театр. Мальчику разрешалось сколько угодно болтаться за кулисами, смотреть репетиции, присутствовать на спектаклях... Вот так с раннего детства каплю за каплей будущий знаменитый актер Георгий Мартынюк впитывал душой «театральный яд».

Позже стал участвовать в школьной самодеятельности, знал на память великое множество стихов. А когда закончил десятилетку, сомнений не было: только в Москву, в театральный!..

— И сразу поступили, Георгий Яковлевич?

— Да, поступил я сразу. Так ведь готовился. Года за три до окончания школы мы организовали драмколлектив, которым руководил артист областного театра. Даже поставили полноценный спектакль, и я играл главную роль. Когда в театре был выходной, мы на их сцене играли. Я сказал руководителю, что хочу поступать в театральный вуз, и он со мной подготовил репертуар. Приехал в ГИТИС, а там — огромный конкурс, и я, робкий парнишка из провинции, растерялся: сразу, что ли, чемодан собирать — и домой?.. Смотрю, все бегают по разным институтам — документы сдают: чтобы если в ГИТИС провалятся, сдавать экзамены в Щукинское или в Щепкинское. А я ничего этого не делал, уперся — только сюда, и — к собственному удивлению поступил!

— Наверное, попали в совершенно иной мир, да?

— Конечно, было безумно интересно попасть в такую среду и сразу, в четыре года, столько узнать, открыть для себя то, чего ты совершенно не ведал ранее... Мы изучали историю русского, советского и зарубежного театра, историю изобразительного искусства.

— А как началось ваше «знакомство» с Пал Палычем Знаменским?

— Закончив ГИТИС в 1962 году, я сразу был принят в Театр на Малой Бронной и почти одновременно начал сниматься в кино. Первый фильм — «Тишина» замечательного режиссера Валерия Басова. Потом я снялся в его же картинах «Метель», «Щит и меч». Немного позднее — у Григория Чухрая в фильме «Жили-были старик со старухой».

Съемки сериала «Следствие ведут знатоки» начались в 1970 году, и он сразу стал очень популярным. Актеров, снимавшихся в нем, вскоре стали считать знаковыми фигурами и в другие фильмы приглашали неохотно. Если учесть, что «Знатоки» продержались на экране двадцать лет, становится понятно, почему режиссеры потеряли к нам интерес: ведь публика меня, например, называла только Пал Палычем.

— Как вы думаете, с чем связан возврат популярности старых сериалов: «Знатоков», «Семнадцати мгновений весны», «Государственной границы» и других?

— На телеэкранах — засилье бразильских сериалов и американских боевиков. Когда пошли наши сериалы, зрители кинулись их смотреть, потому что импортные надоели. А новые российские оказались подражанием американским боевикам: стрельба, убийства, кровь... Мне многие говорят, что считают «Знатоков» символом тех лет, когда была другая жизнь, другая страна. Видимо, это ностальгия по тем хоть и застойным, но относительно спокойным временам и по фильмам, которые были добрее, чем сейчас. Да и сделано кино хорошо — сегодня многие очень известные актеры называют старых «Знатоков» классикой телесериала.

— Ваше лицо знала вся страна. Каковы были плюсы такой популярности?

— К плюсам можно, видимо, отнести то, что со мной дружила вся милиция. В какой бы город наш театр ни приезжал на гастроли, труппа сразу попадала в гости к местной милиции. Милиционеры говорили: «Когда идут «Знатоки», у нас улицы пустеют и преступность на нуле: все сидят у телевизоров!»

А вот еще забавный случай. Как-то раз не мог я улететь из одного города: ну, нет билетов — и все! Пошел к начальнику аэропорта. Он узнал меня, угостил кофе в своем кабинете, потом вызвал кассиршу и говорит: «Видишь, кто? Узнаешь? Выпиши ему билет на самолет!» Я дал ей паспорт. Потом иду в кассу, получаю билет, а там напечатано — «Знаменский Павел Павлович». Она даже в паспорт не заглянула!

— Советские времена знамениты множеством особо оговариваемых табу. Скажите, что вам было «нельзя»?

— «Знатоки» вообще снимались под жестким контролем МВД. Отслеживались моменты, которые могли бы бросить тень на милицию, а еще те, которые могли подсказать преступникам, как им действовать, показать «ходы». А лично у меня были строгие рамки амплуа: майор Знаменский должен был воплощать лучшие черты работников милиции, своим примером воспитывать людей. Любой артист знает, что играть преступника гораздо легче — там есть возможность и характер дать, и какие-то психологические черточки, а тут, когда ты обязан являть положительный образец, приходится быть все время сдержанным. Когда мы начали снимать первую серию, специально обговаривалось, что Знаменский должен быть такой рассудительный, спокойный, внимательный и чуткий... А потом я никогда не мог досмотреть до конца ни одну новую серию — расстраивался! Очень уж зажатый в «положительные» рамки, однообразный... Каждый раз зарекался: вот следующую серию будем снимать — я все по-другому сделаю! Но приходил на съемку, надевал мундир — и все: этот образ уже меня вел. Не я его, а он — меня. Поэтому в новых сериях, которые мы теперь начали, я думаю Пал Палыча как-то изменить, сделать веселее, раскованнее. Но думать и говорить — одно, а воплотить...

А тогда я отыгрывался в театре, на совершенно других ролях: комедийных, острых, ярких. И делал это с удовольствием, потому что Пал Палыч не давал возможности полностью использовать доступную мне актерскую палитру.

Я вообще-то характерный артист, не герой, хотя приходилось играть всякие роли.

— Георгий Яковлевич, расскажите, пожалуйста, о вашей семье.

— Моя супруга — врач ЛФК. Она работает в Боткинской больнице. А познакомились мы в больнице ВТО, где лечились актеры. В общем, она обрела постоянного пациента — на всю жизнь, а я в ее лице — домашнего врача.

— Информация как раз для нашей газеты! А что с вами тогда было, если не секрет?

— Ничего особенного. «Плановая лежка», так сказать! Очень много работал в те годы: и съемки, и театр, и по стране ездили с концертами.

— Существует мнение, что люди близких творческих профессий лучше понимают друг друга в семье. У вас с супругой сложился иной вариант...

— Да, у нас с женой совершенно разные профессии и разный образ жизни. Она работает регулярно: каждое утро рано встает, спешит к строго определенному часу на работу и проводит там строго определенное время, приходит вечером усталой... А у меня: то сидишь целыми днями, а то работаешь как сумасшедший. Но за эти годы (а мы вместе уже двадцать с лишним лет) мы привыкли относиться друг к другу с пониманием. Вообще когда долго живешь с человеком, начинаешь его лучше понимать. И жалеть: ей хочется так — ну, надо идти навстречу по возможности. Да и жена понимает, какие мы разные! Так что, в общем, живем нормально.

— Значит, вы считаете, что с годами совместной жизни в семье доверия прибавляется?

— Конечно! Доверия и уважения к особенностям характера каждого. Ведь, на мой взгляд, семья и строится на прочном фундаменте взаимного уважения и поддержки. Моя жена меня в жизни всегда поддерживала.

— Что вы не можете принять в людях?

— В первую очередь, я не принимаю наглости, развязности, интриганства всякого. И хотя говорят, что во все времена было принято ругать молодежь, но мне кажется, именно сейчас ей очень не хватает достойной скромности. В наши годы скромность, приветливость, искренняя — а не менеджерская! — внимательность встречались все-таки гораздо чаще.

Хотя сейчас такое время... Видно, иначе нельзя. Но ведь у всех разные жизненные ценности, и добиваться их, конечно, приходится по-разному...

— Георгий Яковлевич, в вашей жизни есть особенная «история болезни»? Или пока Бог миловал?

— Как раз год назад примерно в это время я находился в институте онкологии имени Герцена. Мне оперировали легкое. Конечно, это была тяжелая операция, да и вообще трудное испытание. Операцию делал профессор Александр Харитонович Трахтенберг, знаменитый торакальный хирург. Мы с ним подружились, общаемся. Я его даже папой называю, потому что считаю — он мне подарил второе рождение. И жена меня, конечно, вытянула. Вообще очень многие поддерживали. После операции долго приходил в себя, потом постепенно вернулся к работе...

— Вы не думаете, что болезни творческих людей связаны с частыми и значительными перегрузками нервной системы и эмоциональной сферы?

— Работа действительно специфичная, многое зависит от выносливости и здоровья. Вот в молодые годы я работал в бешеном ритме, сейчас такой напряженности нет, но есть творческая «аритмия»: то много, то ничего. Понимаете, к этому очень трудно привыкнуть... Иногда снимаешься, снимаешься — дикая гонка, смены по двенадцать часов; потом все кончается — и ничего нет, и дома тоже не находишь себе места! Идет какая-то внутри еще инерция...

— Основным профессиональным заболеванием актеров называют различные неврозы. Как по-вашему, это правильно?

— Очевидно, да. Профессия построена на эмоциях. Ты же себя будоражишь: хочется или нет, но тебе надо на сцене и кричать, и гневаться, и возмущаться, рыдать или смешить, забавлять... Конечно, у актера главный инструмент — это его нервы, эмоции. А инструмент в процессе многолетней работы, естественно, изнашивается.

— Что бы вы хотели пожелать читателям нашей газеты?

— Всем желаю здоровья — и своим близким, и себе, и друзьям, и читателям вашей доброй, помогающей жить газеты! Потому что — упаси вас Бог и близко подходить к тому медучреждению, в котором я побывал. Здоровье все-таки самое главное! Остальное само приложится. Когда всерьез заболеваешь, становится особенно понятно: жизнь тебе дарована однажды — значит, живи, радуйся и во всем старайся видеть хорошего больше, чем плохого!..



Добавить отзыв
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст отзыва:
Код на картинке:
РУБРИКАТОР
Медицина: история и открытия

Мир вокруг нас

Психология

Болезни, которые нас выбирают

Традиционная медицина

Целебное питание, диеты

Школа здоровья

Природные лекарства

Рецепты красоты

Детская энциклопедия

Медицинский дайджест

Женское здоровье

Наши врачи

Мужское здоровье

Товары для здоровья

Интересное знакомство

Рецепты народной медицины от наших читателей

Первая помощь

Спорим, обсуждаем, советуем.

Аренда загородного дома для семинаров и экстремальных тренингов

 
Наше расписание на портале СмартАфиша
 

Мы ВКонтакте

 

Мы в Facebook

 

Мы в Twitter_ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!



 

Самопознание.ру

Всё саморазвитие и самосознание на одном сайте (Самопознание.ру).
 
АНОНСЫ СТАТЕЙ
Традиционная медицина
Лечебная медитация
Pегулярные занятия медитацией помогают снизить артериальное давление и значительно улучшить общее состояние.

Мир вокруг нас
В лесу родилась елочка
Хотите продлить жизнь елки? Посмотрите рецепты.

Школа здоровья
Защита от солнца для вашей кожи
Чтобы солнечные лучи не нанесли серьезного вреда вашей коже и всему организму, необходим целый комплекс защитных мер.

Болезни, которые нас выбирают
ИППП: инфекции, передающиеся половым путем
Самая распространенная в настоящее время ИППП — хламидиоз.

Школа здоровья
Утро вечера мудренее
Советы доктора Фотиной.

Интересное знакомство
Архипелаг под названием Мозг
Н.П.Бехтерева — автор интересной автобиографической книги «Магия мозга и лабиринты жизни».

Наши врачи
Принципы и алгоритмы медицины здорового человека.
Есть два пути, позволяющие решать задачи терапии, профилактики и реабилитации – это либо симптоматический подход с целью подавления отдельных избыточных функциональных реакций организма, либо неспецифическое влияние на весь организм с целью восстановления функциональной целостности и равновесия в саморегулирующейся системе, коей является любой живой организм.

Природные лекарства
Из «третьего царства» природы
В старину, лет 400-500 назад, грибы на Руси называли губами. Кое-где в отдаленных уголках страны это название сохранилось и доныне. Слово же «гриб» произошло от «горб» — так называли гриб за то, что у него шляпка горбиком.

Целебное питание, диеты
О кофе замолвим словечко...
Хорошо известно тонизирующее действие кофе. И, оказывается, не так уж неправы те, кто совсем не может обходиться без него. Но почему же тогда его временами называли «напитком дьявола», откуда он родом и почему стал популярен у нас?

Болезни, которые нас выбирают
Укрепляйте спину: упражнения и советы
Как только человек встал на ноги, выпрямился и начал передвигаться в вертикальном положении, он стал господствовать над «братьями меньшими», покорять природу, осваивать окружающий мир. Но каждый шаг вверх по эволюционной лестнице требует расплаты — за прямохождение и свободу рук гомо сапиенс расплачивается болями в спине.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Самопознание ру
САМОПОЗНАНИЕ РУ




АНОНСЫ СТАТЕЙ
Мир вокруг нас
История мороженого
Мы все привыкли в любое время года есть мороженое самых разнообразных видов и вкусов, но, наверное, мало кто задумывается, а откуда, собственно, оно произошло? Между тем история этого лакомства занимательна и насчитывает тысячи лет...
Болезни, которые нас выбирают
Боль в спине
Боль в спине. Радикулит, ишиас, «прострел», люмбаго — вот неполный перечень обычно употребляющихся для нее названий.
Болезни, которые нас выбирают
«Жирная печень». Что это? (жировой гепатоз)
Понятием «жирная печень» обозначают патологическое состояние, которое характеризуется накоплением жира в клетках печени — гепатоцитах.
Мир вокруг нас
Новый взгляд на целительские практики
B потоке информации по целительству можно условно выделить три различных подхода к лечению.
Традиционная медицина
Йога против артрита
Большинство упражнений настолько просты, что под силу любому человеку, независимо от возраста и физического состояния.