КОНСУЛЬТАЦИИ ТАРОЛОГОВ

 

Евгений Шибалов Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

приглашает на занятия
УРОКИ ЗДОРОВЬЯ



 

Севда

Таролог и потомственный целитель.
Мастер работает строго по записи
Подробнее:


 

Валентина Чистова Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

"ХАТХА-ЙОГА"
Подробнее:
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.
Газета
для тех, кто ищет духовное и физическое здоровье

Хозяин и Собака. Лечебный театр Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой



Номер газеты: июнь 2007
Автор: Помоги себе сам

Так называется новая книга двух известных психологов, разработавших метод драматической психоэлевации (от латинского elevare — поднимать, восходить). Это оригинальный способ психокоррекции детей, страдающих невротическими и сходными пограничными расстройствами (страхи, агрессивное поведение, повышенная застенчивость, легкая степень аутизма, логоневроз, энурез, астма невротического происхождения, тики, навязчивости, демонстративное и асоциальное поведение, в том числе воровство, и т.п.).

Как рассказывают авторы, выявляя основные проблемы невротичных детей и задумавшись над тем, что стоит за детскими страхами, агрессивностью и другими нарушениями, они стали стараться наладить поломанный механизм, не повредив при этом работающие детали.

В результате родилась методика, основной принцип которой состоит не в лечении отдельного невротического симптома, а в стремлении гармонизировать деформированную психику в целом. Ведь родители обычно «зациклены» на симптомах болезни, беспокоясь о внешнем проявлении невроза, зачастую вызывающем неудобства в быту или чувство стыда за ребенка.

Нас же, говорят авторы, главным образом волнует причина, а не ее внешние проявления, а также особенности данной конкретной личности, не справляющейся с какой-либо ситуацией. Очень многие дети глубоко переживают испуг, ссоры родителей, уход отца из семьи, появление новорожденного. Да мало ли что случается в их жизни? Но одни переживают то или иное событие без ущерба для психики, другие же — невротизируются.

Основной неврозообразующий психологический изъян авторы назвали патологической доминантой. Хотя, конечно, нервный ребенок — это, как правило, «букет» поведенческих изъянов. Так что выделить, установить патологическую доминанту — самый сложный момент работы. Ведь ни родители, ни тем более сам ребенок эту доминанту назвать не могут. Они ее не знают. Более того, жалобы родителей нередко лишь затуманивают картину.

Например, большинство детей, попадающих на консультацию, застенчивы. При этом одни родители жалуются на тики, другие — на медлительность, третьи — на внезапные вспышки агрессии, четвертые — на плаксивость, пятые — на страхи. Однако патологические доминанты у всех пятерых могут быть различны и не совпадать ни с повышенной застенчивостью, ни с жалобами родителей.

Так, в первом случае это будет подавленная воля, во втором — повышенная ранимость и в связи с этим своеобразная защитная реакция, когда почти вся психическая энергия ребенка тратится на создание «скорлупы», в третьем случае — природная робость в сочетании с гипертрофированным самолюбием, в четвертом — повышенная тревожность, в пятом — неутоленная жажда лидерства и отчаянная боязнь поражения в самых разных ситуациях.

Как же найти патологическую доминанту? Существует много разных «опор» — поведение ребенка на первичном осмотре и занятиях, данные родительской и детской анкет, рисунки, беседы с родителями. Большое значение имеет и внешний облик ребенка: конституциональный тип, пластика, мимика, речь.

Порой это напоминает расследование запутаннейшей детективной истории, где жертва и виновник — фактически одно лицо. Критерием истинности служит исчезновение невротических симптомов (если они упорно не исчезают, значит, патологическая доминанта определена неверно).

Занятие проводится с небольшой группой детей, но, начиная со второго раза, ребенок получает индивидуальное домашнее задание, индивидуально проводится и работа с родителями. Таким образом, каждый ребенок идет по индивидуальной программе в условиях группы. Работе с родителями придается огромное значение, поскольку нельзя говорить о полноценной психокоррекции детей в отрыве от психокоррекции родителей (особенно матери) и налаживания внутрисемейных отношений.

Однако определение доминанты — это еще не все. Ведь с этой доминантой надо работать. И тут уместно вспомнить один из основополагающих принципов классической психодрамы (еще одного способа лечения неврозов) — «выгнать демонов из укрытий». Правда, как рассказывают авторы, помня о том, что демон это падший ангел, они стремятся как бы поднять его, возвысить, элевировать. Если не до ангельского лика, то хотя бы до человеческого лица.

Обычно, как только недостаток, порок, лежащий в основе психической деформации, становится понятным, возникает соблазн искоренить, устранить его. Именно этого и ждут родители, не понимая, что ничего нельзя искоренить безнаказанно. Про опасность нарушения природной экологии вроде бы все понимают, а когда речь заходит о человеке, да еще маленьком, незрелом, почему-то считается, что из него можно вырастить все что угодно. А ведь никому не придет в голову утверждать, что завязь яблока можно превратить в плод сливы.

Часто родители просят: «Он у нас такой робкий! А в современной жизни надо уметь работать локтями. Сделайте что-нибудь!..» Иными словами, просят зайца сделать волком. Метод же психологов И.Медведевой и Т.Шишовой призывает идти по другому пути: сначала выяснить, кто же все-таки прячется под маской зайца, а затем уже элевировать данную конкретную личность.

При этом выяснилась интересная вещь: почти любой недостаток можно повысить до уровня достоинства, то есть элевировать. Например, жадность. Порок ли это? Безусловно. Особенно, учитывая традиции отечественной культуры. Превратить жадину в мота, наверное, можно, но это обязательно обернется множеством грубых личностных искажений. Однако, оказывается, постепенно можно сделать жадного бережливым.

Список пороков, которые при целенаправленной работе поддаются психоэлевации, немал. Застенчивость возвышается до скромности, агрессивность — до устойчивой роли защитника слабых, медлительность — до обстоятельности.

Как же все это происходит? Детям (и родителям) предлагается некая форма кукольного спектакля — лечебные театральные этюды под общим названием «Хозяин — Собака». Натуру олицетворяет Собака, личность — Хозяин (дело в том, что при невротической конституции в человеке, как правило, сочетаются богатая выраженная натура — естество и слабая, неразвитая, как бы непробужденная личность). Собака мешает Хозяину жить, и ему приходится волей-неволей с ней справляться. Иными словами, личность должна научиться укрощать, облагораживать, обуздывать натуру. Вообще, грамотно обузданная (а не подавленная!) натура — залог психического здоровья.

Лечебный кукольный театр оказался идеальным инструментом психокоррекции детских неврозов. Спрятавшись за ширму (за стенку, а ведь невротик часто как раз за-стенчив) или закрывшись маской (за-маскировавшись), говоря от лица куклы и потому не страшась уличения, ребенок получает уникальную возможность целительной исповеди без малейшего психического ущерба для своей и без того хрупкой психики.

При этом используется драматургический материал, специальные пьесы, написанные с соблюдением всех законов жанра. Варианты методики для детей младшего возраста (от 4 до 8 лет) и старшего (от 9 до 13 лет) существенно различаются. Работа проводится в два этапа.

Первый этаппсихокоррекционные этюды (8 занятий по одному в неделю). Театральные сценки разыгрывают как руководители, так и дети с родителями. Частично это делается по заранее написанным сценариям, частично — импровизируется на заданную тему. Каждое из 8 занятий проходит под знаком той или иной ведущей темы (злоба, обидчивость, страх, лень, застенчивость и т.д.). Кроме того, дети участвуют в специализированной театрализованной игре, которая каждый раз обрывается на самом интересном месте и завершается на последнем занятии, вызывая у детей яркие катарсические (очищающие) переживания в финале.

На данном этапе наряду с психокоррекцией нередко происходит и уточнение диагноза. Таким образом, метод драматической психоэлевации одновременно можно рассматривать и как метод дифференциальной диагностики. Нередко первого этапа оказывается вполне достаточно, однако для закрепления достигнутых результатов, а также для более глубокого воздействия в особо сложных случаях психологи рекомендуют пройти и второй этап.

Второй этапспектакль. Тут психологи базируются на собственной рабочей классификации невротических типажей. Всего их девять. Зная, как сильно художественный образ влияет на психику ребенка, они облекли эти девять типажей в метафорическую, сказочную форму и сделали их героями психокоррекционных пьес.

Для репетиций спектакля набирается группа в 7-12 человек разного возраста и, соответственно, из разных групп первого этапа. Готовый спектакль показывается родственникам и друзьям участников. Спектакль, который играется после всего 10-12 репетиций, — сильнейший стресс для детей-невротиков, но, по замыслу устроителей, важно, чтобы это переживание было вознаграждено «убедительной победой». Поэтому зрителей готовят заранее к правильной реакции: бурным аплодисментам вначале всем артистам, а потом каждому в отдельности, крикам «браво», преподнесению цветов участникам.

Вот что рассказывают сами психологи: «Доминирующая черта, выделенная нами на первом этапе, доводится в персонаже пьесы до своего гротескного, карикатурного варианта. И тут мы наблюдаем удивительное, в каком-то смысле парадоксальное явление: если роль подобрана правильно, то ее «проживание» почему-то помогает ребенку окончательно справиться с патологической доминантой. А парадокс заключается в том, что именно усугубление, окарикатуривание природной невротической типажности ведет к освобождению от нее.

Наша работа методом драматической психоэлевации показала, что за короткий срок без психотропных препаратов и лечебного стационара можно активизировать, усилить личность неуравновешенного ребенка настолько, что он сам в состоянии будет справиться с патологическими ”перекосами” характера».



Поделиться с друзьями:



Отзывы на статью [3]

Добавить отзыв
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст отзыва:
Код на картинке:
РУБРИКАТОР
Медицина: история и открытия

Мир вокруг нас

Психология

Болезни, которые нас выбирают

Традиционная медицина

Целебное питание, диеты

Школа здоровья

Природные лекарства

Рецепты красоты

Детская энциклопедия

Медицинский дайджест

Женское здоровье

Наши врачи

Мужское здоровье

Товары для здоровья

Интересное знакомство

Рецепты народной медицины от наших читателей

Первая помощь

Спорим, обсуждаем, советуем.

Аренда загородного дома для семинаров и экстремальных тренингов

 
Наше расписание на портале СмартАфиша
 

Мы ВКонтакте

 

Мы в Facebook

 

Мы в Twitter_ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!



 

Самопознание.ру

Всё саморазвитие и самосознание на одном сайте (Самопознание.ру).
 
АНОНСЫ СТАТЕЙ
Природные лекарства
Фитотерапия при герпесе
Народные средства могут стать хорошим подспорьем в борьбе с коварным недугом.

Школа здоровья
Лечение ангины
Ангина — инфекционное, заразное заболевание, поэтому больного следует прежде всего изолировать, лучше всего поместив в отдельную комнату, выделив индивидуальные посуду и полотенце.

Школа здоровья
Если солнце обожгло
Несколько советов тем, кто получил солнечный ожог.

Школа здоровья
Зарядка для профилактики панкреатита
Для профилактики панкреатита медики рекомендуют освоить приемы мягкого массажа поджелудочной железы и ее соседей в брюшной полости с помощью особых движений мышц живота и диафрагмы.

Школа здоровья
Иметь белоснежную Улыбку, или О зубных пастах
Покупая очередную пасту, не забудьте ознакомиться с ее составом, внимательно прочитав информацию на упаковке.

Целебное питание, диеты
Живительная вода (талая вода)
1—2 стакана талой воды, выпиваемые ежедневно, положительно влияют на деятельность сердца, сосудов головного и спинного мозга, улучшают состав крови и работу мышц.

Школа здоровья
Гепатит В
Гепатит В - это широко распространённое инфекционное заболевание, которое характеризуется поражением печени.

Мир вокруг нас
Школьники бросают курить
В США государственная организация «Центр контроля и предупреждения заболеваний» сообщила, что в последние годы число курящих школьников заметно сократилось.

Мир вокруг нас
Кто из нас так богат, чтоб платить за суррогат?
Именно товары известных фирм и порождают наибольшее количество подделок.

Болезни, которые нас выбирают
Осторожно: лишай!
Стригущий лишай (микроспория) опасен прежде всего тем, что заразиться им очень легко — он передается от человека к человеку, например, в транспорте, бассейне, на скамейке в парке и т.д.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Самопознание ру
САМОПОЗНАНИЕ РУ




АНОНСЫ СТАТЕЙ
Школа здоровья
Лечение простуды за один день Даосский рецепт
В феврале медики ожидают приход очередного заморского гриппа. Предлагаем воспользоваться заморским же методом его лечения.
Школа здоровья
Коньяк врачующий
B коньяке целый «букет» биологически активных веществ, которым и обусловлено его лечебное воздействие.
Школа здоровья
Если хочешь быть здоров — заземляйся!
Еще в 70-е годы академик А.А. МИКУЛИН, создатель «мотора века» для «летающего танка» Ил-2, выпустил книгу, которая называлась «Активное долголетие» и была посвящена системе борьбы со старостью.
Медицинский дайджест
Вирусы, которых мы не знаем
Инфекционный мононуклеоз и цитомегалия — эти вирусные инфекции тревожат медиков с каждым днем все больше и больше.
Школа здоровья
ОСТЕОХОНДРОЗ (начало)
На первый взгляд предлагаемый комплекс упражнений может вам показаться простым, но у больных остеохондрозом после занятия в течение двух илди трех месяцев боли в позвоночнике либо уменьшаются, либо исчезают совсем.