КОНСУЛЬТАЦИИ ТАРОЛОГОВ

 

Севда

Таролог и потомственный целитель.
Мастер работает строго по записи
Подробнее:


 

Ольга Дудоладова


Психолог и таролог.
Мастер работает строго по записи
Подробнее:


 

Таина

Таролог.
Мастер принимает строго по записи

Подробнее:

 

Марина Мазулина Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

приглашает на занятия
ХАТХА ЙОГА для старшего возраста
Идет набор в группу
 

Валентина Чистова Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

"ХАТХА-ЙОГА"
Подробнее:
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.
Газета
для тех, кто ищет духовное и физическое здоровье

Посеешь привычку – пожнешь характер…



Номер газеты: январь 2005
Автор: Силинг Ю.

В редакцию пришло письмо, автор которого обеспокоена низким уровнем культуры современного общества. Одну из причин этого она видит в том, что родители перестали обращать внимание на воспитание у детей «правильных» привычек: делать зарядку, стелить постель, аккуратно складывать свои вещи, приходя с улицы чистить обувь и т.д. А именно так, по мнению нашей читательницы, формируется внутренняя культура человека. Меня попросили прокомментировать письмо и дать рекомендации родителям, которые хотели бы приучить детей к порядку.

Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд

Давайте прежде всего разберемся, зачем человеку привычки. Для этого разделим их на две группы. Первая — автоматизмы — это те действия, которые мы совершаем не задумываясь. Возможно, и вам случалось, почувствовав, что задели что-то, пробормотать «извините» и лишь потом обнаружить, что наткнулись на шкаф. Так же люди пропускают вперед даму, снимают шляпу, войдя в дом, или набрасывают халат, встав с постели. Собираясь писать, правша возьмет ручку в правую руку, а левша — в левую. Автоматизмы — это то, что мы делаем, не замечая. И выполняют они очень важную функцию — освобождают наш мозг от необходимости принимать решения там, где без этого можно обойтись.

Вторую группу привычек назовем привычки-догмы. Это действия, которые человек совершает почти автоматически, потому что так же с детства к ним приучен и считает, что делать надо именно так. У разных людей привычки-догмы разные. В свое время я была искренне поражена, узнав, что не все, войдя в дом с улицы, немедленно моют руки, а моя подруга удивилась, увидев, что я не расчесываю волосы перед сном. Тем, кому случалось ходить в походы с разными компаниями, наверное, известно, сколько существует «единственно верных» способов укладывать рюкзак или хранить хлеб. Такие привычки тоже делают доброе дело: они, как и автоматизмы, разгружают наши бедные головы, успокаивают нервы, дают нам ощущение стабильности мира и вселяют веру в завтрашний день. (Забавно, что эту же роль в сознании многих играют телесериалы с ежедневной новой историей про старых героев.) Кроме того, каждый раз, следуя привычкам-догмам, мы испытываем небольшую, но все же радость исполненного долга. Правда, в отличие от автоматизмов, мы иногда можем эти привычки и не соблюдать (очень устал — обойдусь без вечернего душа, спешу — почищу сапоги завтра), хотя и будем ощущать при этом некоторый дискомфорт и неловкость.

Итак, привычки нам необходимы. Но могут ли они определять нашу нравственность? В некоторой степени. Скорее всего, человек, привыкший вечером убирать свои вещи на место, не допустит беспорядка в деловых бумагах, не бросит обертку от мороженого под ноги и вовремя придет на встречу. Вероятно, нужно быть весьма ответственным человеком, чтобы вне зависимости от степени усталости и времени суток всегда мыть посуду сразу после еды. Если основным аргумен том мамы, приучающей к порядку, было: «Что подумают о тебе люди!», то человеку привили такое свойство как сдержанность — он не выругается, не устроит скандала или истерики. Некоторые привычки способны и на большее. Если ребенка не просто приучали совершать некое действие, а внушали, что это необходимо потому, что он (она) — настоящий мужчина (женщина), потомственный дворянин или купец первой гильдии, то потом, уже будучи взрослым, человек не забывает, кто он такой, и ведет себя соответственно. Истинный мужчина не просто пропустит даму вперед, но и возьмет тяжелую сумку, простит раздражение и беспомощность. Хотя, возможно, откажется на том же основании воспользоваться вполне дельным советом или помощью этой дамы. Все зависит от того, что еще было вложено, например, в понятие «настоящий мужчина». Дворянин не позволит себе не отдать карточный долг или спустить оскорбление. Купец же не обманет, дав «честное купеческое слово». В романе А.Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» о бабушке-дворянке дореволюционной закалки говорится: «Невозможно было представить, чтобы она ела быстро». Ту же роль, роль действия-напоминания о своем долге, играют и постоянные часы молитвы у мусульман или многочисленные бытовые ритуалы у иудеев. Но даже самые благие привычки в плане нравственности могут далеко не все — они не сделают человека добрым, чутким, самоотверженным, не помогут стать умнее и развить в себе творческое начало, не научат понимать другого и сочувствовать ему.

Более того, порою самые полезные привычки из разряда догм могут оказаться вредными. Во-первых, часто родители, пытаясь привить их своему ребенку, делают это слишком строго, настойчиво и навязчиво, нанося серьезный ущерб взаимной любви и доверию, создавая в доме напряженную атмосферу. Кроме того, ребенок может обладать таким психологическим складом, что некоторые правила для него практически невыполнимы. Если при этом авторитет родителей велик, дело может кончиться пониженной самооценкой, а то и комплексом неполноценности. («Раз я не могу сделать то, что родители считают таким важным, значит, я — плохой».) А это, поверьте, мешает жить намного больше, чем неотглаженные брюки или раковина с грязной посудой.

Во-вторых, полезное становится вредным тогда, когда исполнение значимых действий оказывается по каким-то причинам невозможным. К примеру, человек, имеющий благую привычку принимать душ каждый день, оказывается в гостинице, где нет горячей воды. Уже на второй день он будет чувствовать себя гораздо хуже чем тот, кто пользуется душем раз в неделю, хотя большая часть окружающих никогда не скажет, что один из них, чище другого (скорее всего, никому просто не придет в голову думать об этом).

В-третьих, хорошие привычки могут мешать объективно оценивать людей, их не имеющих. Если человек с подобными догмами принимает кадровые решения или он — учитель или чиновник, вообще любой, от кого зависят другие люди, могут пострадать и организация, и работник. Ведь вполне возможно, что обладатель нечищеной обуви — добряк, который старается успеть сделать все свои дела и десяток чужих. А измятая тетрадь, украшенная пятном от кофе, хранит интереснейшие идеи.

И, наконец, возможен вред полезных привычек и с нравственной точки зрения. Это происходит в том случае, если их неукоснительное исполнение дает человеку сознание полностью выполненного долга и избавляет от необходимости действительно заботиться о других, учитывать их подлинные интересы, позволяет смотреть на окружающих свысока.

Так что же, не прививать детям полезные привычки? Нет, почему же. В меру хорошо все. Тем более, что мы в любом случае формируем привычки своих детей, даже если ничего не делаем для этого: они узнают, как принято вести себя в нашем мире, в основном глядя на родителей. Кстати, по этой же причине никогда не стоит пытаться привить ребенку те привычки, которых нет у вас. Ведь делая это, мы порождаем конфликт между привычкой, подсознательно впитанной в младенчестве, и той, что навязывается сейчас. Причем конфликт этот не может быть осознан, и поэтому ребенка «непонятно почему» будут особенно раздражать ваши требования и он «как назло» будет делать иначе. Подобные отсутствующие у родителей привычки могут появиться у ребенка только в том случае, если он сам примет решение (возможно, по вашему совету), понимая, что родители делают иначе. А произойти это может, скорее всего, в подростковом (13 лет и далее), редко — в младшем подростковом (10—12 лет) возрасте.

Вообще в вопросе воспитания возраст имеет решающее значение. Лучше всего приучать ребенка к порядку, начиная с 1,5—2,5 лет. Именно на этом этапе развития он сам будет стремиться к постоянству, тяжело переживать смену привычной обстановки (некоторые психологи даже советуют родителям такого ребенка не делать ремонт или не покупать новую мебель), так как в этот период малыш устанавливает связи между предметами, учится их использовать, овладевает пространством и временем. Мир огромен, поэтому важно, чтоб уже освоенное не менялось. («Если уж я научился резать бумагу ножницами и доставать их с той полки — пусть они там и лежат».) Это касается не только расположения предметов, но и порядка действий — малыши требуют, чтобы каждый раз перед сном пели одну и ту же песенку, а утром кашу клали именно в эту тарелку. Кроме того, детям очень нравится самим делать все как взрослые — никто и никогда не будет мыть пол с большим наслаждением, чем двухлетний малыш, наконец отобравший у мамы швабру. То, что вы заложите сейчас, будет легко поддерживать, хотя возможно, что став подростком ребенок откажется от вроде бы давно закрепленных привычек, но зачем подросткам нужен их беспорядок — это тема отдельного разговора.

Если ваш ребенок уже старше, но еще не ходит в школу, ваше спасение — игра. С максимальной серьезностью спрячьтесь за спину плюшевого мишки и соответствующим басом попросите: «Положи меня, пожалуйста, спать на мою любимую полку!» Хотите утренней зарядки — придумывайте или ищите в книжках, сейчас их немало, упражнения-игры (зайчик прыгает за морковкой, ворона крыльями машет и т.д.), придумывайте к ним приговорки и песенки. Учите вежливости — расскажите про волшебное слово «пожалуйста» и исполняйте просьбу, только если оно произнесено. (Когда будете рассказывать про волшебное слово, не забудьте пояснить ребенку, что его использование делает возможным исполнение его желания, но не дает гарантий. Даже если он скажет «пожалуйста» 100 раз, вряд ли вы достанете Луну с неба или купите слона.)

Если же вы решили приучать к порядку школьника, у вас два пути (можно использовать и оба сразу). Первый — научить ребенка получать удовольствие от «правильно» сделанного, в основном радуясь сначала вместо него, а потом и вместе с ним. Дети в младшем школьном возрасте легко проникаются чувствами значимого взрослого, поэтому если вы, не скупясь на эмоции, произнесете: «Как здорово, когда все книги лежат аккуратно, душа радуется!», скорее всего, ребенок тоже почувствует радость. Второй путь — объяснить, зачем это нужно, исходя из интересов самого ребенка. («Если ты соберешь портфель вечером, утром сможешь поспать подольше».) Только, пожалуйста, не делайте мрачных прогнозов: «Тебя никто не будет уважать и любить, если ты не научишься это делать». Не дай бог, поверит и не научится — так всю жизнь и проживет в уверенности, что его никто не любит и не уважает.

И напоследок несколько замечаний, существенных для любого возраста. Они пригодятся вам в том случае, если вы, казалось бы, делаете все правильно, а приучение к порядку идет с трудом. Прежде всего честно ответьте на вопрос, почему вам так важно, чтобы ребенок делал это. Ответы могут быть очень разными. Например, я хочу, чтобы он убирал на место свои вещи, потому что они мне мешают; потому что меня раздражает беспорядок; потому что я. хочу воспитать его ответственным, человеком; потому что я боюсь, что иначе его не будет любить жена или начальник.

Если причина касается именно вас — вам мешают, вас раздражают — попробуйте найти компромисс. «Ты можешь класть свои вещи на стулья, но их не должно быть на полу — я не хочу все время спотыкаться», «В твоей комнате (в твоем углу) может быть все что угодно, но там, живу я, так быть не должно — меня это очень расстраивает». При этом важно подчеркнуть (да и помнить самим), что в доме есть место, где может быть так, как хочет ребенок.

Если же вы беспокоитесь о нем, а не о себе, подумайте, нельзя ли достичь вашей цели иначе. Может быть, ваш ребенок не складывает тетради стопочкой, но способен три раза в день гулять с собакой, или покупать для всей семьи хлеб, или забирать младшего из сада? Вспомните, что ответственность может воспитываться и проявляться по-разному. А будущая жена оценит его остроумие и решительность, внимательность и ласку и будет только paда, что он не требует от нее ежедневного мытья пола. Начальник же может и поворчать из-за 10-минутного опоздания, но смирится с этим, поскольку идеи, которые придут в голову вашему ребенку, не посетят никого другого (или ни у кого другого нет таких «золотых» рук).

В любом случае, помните, что привычки подобны одежде: когда по погоде и по размеру — помогают, когда нет — мешают, и могут быть очень-очень разными. Пусть ваши привычки и привычки ваших детей приносят вам и им радость.





Добавить отзыв
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст отзыва:
Код на картинке:
РУБРИКАТОР
Медицина: история и открытия

Мир вокруг нас

Психология

Болезни, которые нас выбирают

Традиционная медицина

Целебное питание, диеты

Школа здоровья

Природные лекарства

Рецепты красоты

Детская энциклопедия

Медицинский дайджест

Женское здоровье

Наши врачи

Мужское здоровье

Товары для здоровья

Интересное знакомство

Рецепты народной медицины от наших читателей

Первая помощь

Спорим, обсуждаем, советуем.

Аренда загородного дома для семинаров и экстремальных тренингов

 
Наше расписание на портале СмартАфиша
 

Мы ВКонтакте

 

Мы в Facebook

 

Мы в Twitter_ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!



 

Самопознание.ру

Всё саморазвитие и самосознание на одном сайте (Самопознание.ру).
 
АНОНСЫ СТАТЕЙ
Болезни, которые нас выбирают
Псориаз
Псориаз (чешуйчатый лишай) — распространенное хроническое заболевание с поражением кожи, ногтей, суставов.

Медицинский дайджест
Алкоголь угрожает толстой кишке
Специалисты Университета Stony Brook в Нью-Йорке установили четкую взаимосвязь между злоупотреблением алкоголем и возникновением рака толстой кишки.

Болезни, которые нас выбирают
Самая известная болезнь позвоночника (радикулит)
Радикулит (от лат. radicula — корешок) — заболевание корешков спинномозговых нервов. С этой болезнью сталкиваются многие люди, особенно среднего и пожилого возраста.

Болезни, которые нас выбирают
Причины цирроза
Чаще всего цирроз печени развивается в результате длительного течения хронического вирусного гепатита, который вызывают вирусы В и С.

Медицинский дайджест
ЯД ДЛЯ УМА (пассивное курение)
Как пассивное курение влияет на умственное развитие детей.

Медицинский дайджест
ЧЕМ ОПАСНА БЫТОВАЯ ХИМИЯ?
Когда наступает время уборки квартиры, рука привычно тянется к флакону с чистящим порошком или раствором. А всем ли известно, насколько они опасны для здоровья при длительном использовании?

Женское здоровье
Легче предупредить (мастопатия)
Советы по предупреждению мастопатии.

Медицина: история и открытия
«Зелийник» — от слова «зелье»
«Зелий» в переводе c древнерусского — то же, что и «зелье», а «зелийник» — человек, готовящий зелье, или лекарство, — фармацевт.

Психология
Психогеометрия в нашей жизни (Психогеометрический тест С. Деллингер)
Знаете ли вы, почему поступаете именно так, а не иначе, исповедуете именно эти ценности, придерживаетесь именно такого стиля межличностных отношений?

Женское здоровье
РАДУГА ДЛЯ ДВОИХ
Советы сексолога

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Самопознание ру
САМОПОЗНАНИЕ РУ




АНОНСЫ СТАТЕЙ
Медицинский дайджест
Из отпуска — в депрессию
Миллионы людей испытывают острую послеотпускную депрессию в первые дни после выхода на работу.
Болезни, которые нас выбирают
Спазм аккомодации
По данным медицинской статистики, каждый шестой школьник страдает спазмом аккомодации. Что представляет собой этот дефект зрения?
Болезни, которые нас выбирают
Сифилис:скрытая угроза
В семидесятые-восьмидесятые годы даже единственный в городе случай заболевания сифилисом считался событием чрезвычайным: на осмотр больного созывались многочисленные толпы студентов и медиков, дабы они на практике, а не по учебникам, могли ознакомиться со страшной болезнью.
Традиционная медицина
Популярно о йоге
Йога — это лечебная гимнастика духа и тела.
Болезни, которые нас выбирают
НУЖНА ЛИ ОПЕРАЦИЯ ПРИ КИСТЕ ПОЧКИ?
Как должен себя вести человек, у которого неожиданно выявлена киста почки?