На медицинском сервере здоровый образ жизни в Питере

КОНСУЛЬТАЦИИ ТАРОЛОГОВ

 

Севда

Таролог и потомственный целитель.
Мастер работает строго по записи
Подробнее:


 

Ольга Дудоладова


Психолог и таролог.
Мастер работает строго по записи
Подробнее:


 

Таина

Таролог.
Мастер принимает строго по записи

Подробнее:

 

Марина Мазулина Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

приглашает на занятия
ХАТХА ЙОГА для старшего возраста
Идет набор в группу
 

Валентина Чистова Приведи друга - получи одно занятие в подарок!

"ХАТХА-ЙОГА"
Подробнее:
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.
Газета
для тех, кто ищет духовное и физическое здоровье

«Говори! Ты это можешь»(синдром Дауна)



Номер газеты: декабрь 2004
Автор: Белугин Р.

«Муравей — это насекомое. Они делают свои муравейники. Они берут палочки, травинки и листики, все кладут. И аккуратно строят муравейник. Потом заходят туда и там живут. Делают ходы и дырочки, чтобы заходить в муравейник. Когда враг нарушает муравейник, тогда идет их стража, хватает врага и кидает его на землю с высоты. Это воины. А некоторые муравьи из коров пьют сок. Маленькие коровочки называются тля. Муравьи щекочут им бок, а там выливается сок. Эти маленькие насекомые выделяют сок муравьям, муравьи пьют и деток кормят. Они яйца откладывают. Из яиц вылупляются маленькие муравейчики. Когда дождь идет, все муравьи закрывают дырки, чтобы туда не шел дождик. А муравей-разведчик бежит и вдруг нападает на яблоко. Он бежит обратно вызвать муравьев. Они бегут за разведчиком, и он показывает дорогу. И все берут по кусочку. Они теперь сытые. И деток своих кормят».

Это запись из дневника 6-летнего Вани А., мальчика с синдромом Дауна. Дневник Ваня с дедушкой стали вести, когда Ване исполнилось 5 лет. Ваня диктовал, дедушка записывал. В толстых тетрадках можно прочитать обо всем, что случается в Ваниной жизни: об утренниках в детском саду, о том, как побывал в гостях, помогал бабушке по хозяйству, как ходил с дедушкой на рыбную ловлю, что смотрел по телевизору, с кем из героев прочитанных книг хотел дружить. Пишет Ваня и письма.

«Дорогой Тимур! Ты мой друг! Я хочу познакомиться с твоей матерью и с твоим котом, посмотреть, как ты живешь вместе с семьей. Я хочу сказать тебе одну вещь: я подарю тебе подарок, когда заработаю деньги. Ты будешь рад. Я видел отличную фотографию, на которой ты выходишь из каюты и сидишь на палубе рядом со спасательным кругом. И там написано по-английски «Королева Мария». Я видел, что ты плавал на этом большом корабле и не боялся шторма. Я видел, что на фотографии ты стоишь в куртке рядом со спасательным кругом, чтобы не свалился случайно в море и акула тебя не съела. Я бы тоже хотел, чтобы я уплыл в Африку пожить, поесть антилопино мясо. Ты меня туда забери. Я хочу быть моряком. Я буду чинить пробоины, чтобы корабль не затонул, и с тобою вместе жить. За тобою как будто рать стояли толпой какие-то дядьки, которые хотят тоже сфотографироваться. Я хочу тебя обнять и обнять твою маму. Привет тебе, я по тебе скучаю. Приезжай ко мне на день рождения».

Другой мальчик, Гриша, тоже вел дневник с 5-летнего возраста, и письма тоже писал, причем обстоятельные, подробные. Записи в Гришином дневнике закончились, когда он пошел в школу — появились другие занятия. Очень жаль.
«Здравствуй, Вася! Я приехал к Ромене Теодоровне, она показала мне пестренькие яички. Из яичек могут вылупиться цыпленок, утенок, гусь и другие птицы — ворон, голубь, синичка, воробушек...»

«Скоро Новый год! Мы будем готовиться к торжеству. Мы взяли тазик и в него складывали игрушки, которые на елку надо будет вешать. Это стекляшки. Были разные, перечисляю: шарики цветные, шишки, колокольчики, мухоморы...»

Уже в дошкольном возрасте дети начинают изучать географию и историю — и тоже не с бухты-барахты. Для того чтобы географическая карта ожила, ее надо населить людьми и животными. По пустыне бродят уже хорошо известные ребенку верблюды, в реке Нил плавают крокодилы, во Франции живут французы, в России — русские, каждый из народов чем-то знаменит и интересен. Вот и появляются письма и записи в дневниках — не сухие и не по обязанности, а потому что хочется поделиться волнующими впечатлениями: «...Приезжай ко мне в гости, я подарю тебе цветы. Ты со мной покатаешься на конях в широком поле. Там в этом поле было сражение (при Бородине — Р.А.). Там была конная армия. Наполеон сражался с русскими, и гибло много французов и русских. Наполеон пошел в Москву, и подожгли пожары, и Наполеон запросил мира, но никакого мира не получил, потому что Наполеон хотел завоевать нашу землю. Наполеон сказал: «Мне Франции мало, я заберу всю Россию». И он узнал, что значит русский бой удалый».

Эти ребята учились говорить, читать и писать у педагога Ромены Теодоровны АВГУСТОВОЙ. Методику обучения детей с синдромом Дауна она описала в книге «Говори! Ты это можешь» (Москва, «Олимп», 2002). Занимавшиеся с ней дети приходят в школу, умея читать, некоторые — еще и писать. И что самое главное — они очень любят учиться.Мы попросили Ромену Теодоровну рассказать о своей работе с детьми, поделиться мыслями и наблюдениями по поводу проблем, связанных с воспитанием и обучением детей с синдромом Дауна.

— С какого возраста можно начинать занятия? Известно ведь, что эти дети очень поздно начинают не только говорить, но даже ходить.

— Ко мне приходят малыши, которым нет еще и трех лет. Они говорят в лучшем случае три-четыре слова, внимание их неустойчиво, им трудно сосредоточиться. Они расшвыривают игрушки, прыгают по дивану, стараются стянуть со стола скатерть, все хватают. Либо сидят с отсутствующим видом, вцепившись в какой-нибудь паровозик. И с таким ребенком надо не машинки по столу катать и не колечки надевать на палочку — их надо учить. «Раскачиваться» некогда, эти дети и так значительно отстают от своих сверстников в физическом и умственном развитии. С недавних пор я взяла и полуторагодовалых малышей. На урок они явились на руках своих мам, поскольку ходить не умели. Но надежд моих не обманули.

— Детей с синдромом Дауна даже специалисты иной раз считают бесперспективными, необучаемыми, вечными детьми, «пришельцами с других планет» и т.д. Каково ваше мнение по этому поводу?

— Оправдывая свою беспомощность, можно, конечно, твердить, что дети с синдромом Дауна — это аморфные, неуправляемые и ни к чему не способные существа. Ясно, что педагог с такими убеждениями никогда и ничего от них не добьется. Отношение к этим ребятам и их родителям бывает даже не просто равнодушным, а преступно жестоким. Если, рисуя картины одну страшнее другой, врач внушает матери, что ребенок ее вырастет полным идиотом, если пренебрежительно заявляет: «Ну что вы, мамаша, хотите, ведь это же даун!», если главврач, вызвав к себе в кабинет молодого отца, говорит ему: «А ты ей (жене — Р.А.) скажи, что ты ее бросишь, если она не откажется от ребенка!» — то такое отношение иначе как преступным назвать нельзя. Истории подобного рода я выслушивала неоднократно. И всякий раз, когда ко мне приходят за помощью, я вижу одно и то же — родителей, у которых на лице написано отчаяние и глубочайшая душевная боль, и детей, которые могли бы говорить, рассуждать, книжки читать и дневники писать, но которым раз навсегда припечатано клеймо «необучаемый».

— Производите ли вы отбор детей и если да, то по какому принципу?

— Я не делю детей на перспективных и бесперспективных. Попробуй в этом разберись, если ребенок кроме «мама» и «баба» ничего не говорит. Он может быть вполне управляемым, сообразительным, достаточно усидчивым, но ведь главная проблема такого ребенка — речь. Насколько трудно или легко будет с ним работать именно в этом плане, предсказать нельзя. Да и вообще — чем ребенок труднее, тем больше он нуждается в нашей помощи, разве не так?

— Если в 3 года ребенок не говорит, а в 5—6 лет уже бегло читает, значит ли это, что он в состоянии быстро прогрессировать? Как ему удается набирать такой темп?

— Дети — и здоровые и с патологией, как известно, все разные. Одни способные и целеустремленные, те, кто любят работать, стремятся достичь результата; другие способные, но ленивые, хватающие все на лету, однако корпеть над уроками — не их идеал; и, наконец, дети, которых природа как будто бы не наделила особыми дарованиями — среди них также есть ленивые и трудолюбивые. И наша задача — всех растить, никого не выбраковывая, с тем чтобы дать возможность созреть и расцвести лучшему, что есть в каждом из них.

Интерес к ученью у ребенка способен вызвать педагог, который и сам увлечен, для которого обучение — творчество. Дети от природы любознательны, и очень важно не заглушить эту любознательность нудными нравоучениями, не заразить их скукой и равнодушием. При этом необходимо учитывать возможности ребенка, искать способы сделать обучение посильным, а этому может способствовать только четко организованная система, методика, в которой каждый новый элемент вырастает на прочном фундаменте уже усвоенного.
Ничто не должно делаться ни с того ни с сего. Педагогу требуются интуиция, чутье, которые подскажут ему, за какую «ниточку» потянуть, чтобы ребенок пошел за ним.
Методика — это не универсальная сеть, которую набрасываешь на ученика, и он уже никуда не денется — обязательно станет обучаемым. Всякий раз ребенок задает нам новую задачу, и решать ее нужно, что называется, не сходя с места.

— Я думаю, и ребенку и вам все же нелегко преодолевать совершенно определенные трудности — коррекцию артикуляции, например, по сто раз произнося одно и то же, заучивать слова, да мало ли что еще. Как дети со всем этим справляются?

— Детей с синдромом Дауна принято считать вялыми, безынициативными, равнодушными к обучению. Парадокс же заключается в том, что все как раз наоборот. В подавляющем большинстве они очень любят учиться. Как-то на уроке у меня была моя приятельница. Мальчик 3 лет рассматривал картинки в книжке, заучивал слоги, составлял из них слова. «Такому малышу, наверное, трудно целый час сидеть на диване и работать», — сказала моя подруга. После урока мальчик с мамой вышел в коридор одеваться и неожиданно сел на пол. «Сеня, в чем дело? Вставай, пойдем домой», — позвала его мама. «Утиться («учиться» в его произношении)», — тихо промолвил ребенок, встал и направился в комнату.

После занятий 5-летняя Марина усаживается в кресло и мрачно смотрит на Армена, который пришел ей на смену, раскладывает на столе книжки и занимает свое законное место на диване. Ее хотят увести домой, но, вцепившись в подлокотники, она упорно сопротивляется.

У Васи диагноз церебральный паралич, на уроке он весел, постоянно пребывает в эйфорически приподнятом настроении, но когда бабушка собирает со стола и складывает в сумку его тетрадки, принимается горько плакать. «Что с тобой, почему ты плачешь?» — «Я еще картину не рассказал ”Грачи прилетели”».

Наш путь с ребенком труден, но все-таки радостен.

— Как складываются ваши отношения с родителями учеников?
— Иной раз непросто. Конечно, все родители страстно желают, чтобы их ребенок заговорил, выучился читать и писать. Но не все готовы прилагать к этому усилия.

Ни один из специалистов не зависит от трудолюбия и добросовестности родителей так, как педагог, обучающий ребенка с патологией. Помочь здоровому ребенку справиться с домашним заданием берется все семейство, хотя чаще всего этого не требуется, ибо главное, чему его должны были бы обучить, — это как раз самостоятельность. И совсем другое дело, если речь идет о дауненке. Родители предоставляют его заботам педагога: они либо не решаются вмешиваться в процесс («боюсь сделать что-то не так»), либо отступают перед трудностями, ибо обучать такого ребенка дело действительно трудоемкое. Педагогу же нелегко вдвойне, поскольку обучать приходится, помимо ребенка, еще и родителей. Это обычные люди со всеми их достоинствами и недостатками: есть трудолюбивые и не очень, кто-то приходит на урок минута в минуту, кто-то опаздывает на полчаса. Тем не менее, со своими жизненными задачами все они справлялись: работали и, не слишком задумываясь о каких-либо методах, растили детей. Но вот появился новый, очень непростой член семьи, которого надо воспитывать по-особому. Как? Надо учиться быть не просто мамой и папой, а педагогами — терпеливыми и искусными. Без этого толку не будет. Только совместная работа учителя и родителей может дать ощутимые результаты.

— Какой резонанс вызвала ваша книга?

— Со всех концов страны мне принялись звонить родители детей-инвалидов. И это пока все. В этом году из материала, отснятого в разное время, мне удалось смонтировать 45-минутный фильм. Его герои — те самые дети, о которых говорится в книге «Говори! Ты это можешь». Фильм — документальное подтверждение полученного результата, что для меня очень важно.

Но гораздо важнее создать серию учебных фильмов: как учить ребенка говорить, как учить его читать и писать (методики тоже мною разработаны), как приступить с ним к изучению географии и истории. На полках книжных магазинов должны появиться буквари, адаптированные книги, наглядные пособия для детей с синдромом Дауна. На все это нужны деньги.

Желающих оказать мне финансовую поддержку для осуществления всех этих замыслов пока не нашлось. С протянутой рукой я стою уже несколько лет, и сколько еще времени придется просить подаяния, сказать вам не могу. Если учесть, что на каждые 700 родов приходится один ребенок с синдромом Дауна, то ясно становится, что проблема обучения этих детей и их интеграции в общество — это проблема не личная, моя или родителей, а государственная. И от нее нельзя отмахиваться, ее нужно решать — и чем скорее, тем лучше.


Сайт педагога Р.Т. Августовой:
www.romena.ru; e-mail: bordug@kommersant.ru

Отзывы на статью [9]

Добавить отзыв
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст отзыва:
Код на картинке:
РУБРИКАТОР
Медицина: история и открытия

Мир вокруг нас

Психология

Болезни, которые нас выбирают

Традиционная медицина

Целебное питание, диеты

Школа здоровья

Природные лекарства

Рецепты красоты

Детская энциклопедия

Медицинский дайджест

Женское здоровье

Наши врачи

Мужское здоровье

Товары для здоровья

Интересное знакомство

Рецепты народной медицины от наших читателей

Первая помощь

Спорим, обсуждаем, советуем.

Аренда загородного дома для семинаров и экстремальных тренингов

 
Наше расписание на портале СмартАфиша
 

Мы ВКонтакте

 

Мы в Facebook

 

Мы в Twitter_ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!



 

Самопознание.ру

Всё саморазвитие и самосознание на одном сайте (Самопознание.ру).
 
АНОНСЫ СТАТЕЙ
Природные лекарства
Рецепты доктора Момотова (При сахарном диабете средней степени тяжести)
Многолетние наблюдения показали, что отвар листьев черники способен значительно улучшить общее состояние больных диабетом.

Психология
Трудности переходного периода (менопауза)
В общественном сознании понимание женственности связано, в первую очередь, с материнством, и менопауза воспринимается как утрата данного реального признака женственности.

Спорим, обсуждаем, советуем.
Как быстрее сыграть в ящик
Наверняка, читатели будут удивлены нашим заголовком. Но в отличие от издателей популярной т.н. оздоровительной литературы, завлекающих покупателей книг таким словом как «сенсация!», в этой статье пойдет речь о факире, который под маской добрых намерений фактически выступает поборником нашей с вами ранней смерти

Интересное знакомство
Спасательный круг на волнах жизни
Никита Владимирович БОГОСЛОВСКИЙ — заслуженный деятель искусств России, народный артист СССР, человек с огромным житейским опытом, добившийся успехов во всех сферах приложения своего многогранного таланта.

Интересное знакомство
Поздравление из прошлого века (Александр Мень)
Этот текст о. Александр Мень записал на магнитофонную пленку и переслал друзьям, к которым не смог приехать на Рождество.

Наши врачи
Шунгит-клуб приглашает
В ШУНГИТ-КЛУБЕ медицинского центра «Помоги себе сам» разработан и с успехом применяется целый ряд новых методик массажа с использованием шунгита, или, как его еще называют, аспидного камня.

Целебное питание, диеты
Салат из цикория
Молодые листья, стебли и побеги цикория употребляются в пищу. Корни используются как заменитель кофе.

Болезни, которые нас выбирают
Рак желудка. Жизнь после операции
Злокачественные опухоли являются второй после сердечно-сосудистых заболеваний причиной смертности в большинстве стран мира.

Первая помощь
КОГДА РЯДОМ НЕТ ВРАЧА (Шок) (2)
Шок – это состояние между жизнью и смертью. В зависимости от причины различают шок травматический, ожоговый, анафилактический, кардиогенный при инфаркте миокарда, септический – при сепсисе и т.д.

Психология
РЕВНУЕТ, ЗНАЧИТ НЕ ЛЮБИТ?
Психотерапевты много лет практикующие по этим вопросам, считают, что в большинстве случаев ревность – это вовсе не признак любви. Скорее наоборот.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Самопознание ру
САМОПОЗНАНИЕ РУ




АНОНСЫ СТАТЕЙ
Болезни, которые нас выбирают
Спазм аккомодации
По данным медицинской статистики, каждый шестой школьник страдает спазмом аккомодации. Что представляет собой этот дефект зрения?
Болезни, которые нас выбирают
Сифилис:скрытая угроза
В семидесятые-восьмидесятые годы даже единственный в городе случай заболевания сифилисом считался событием чрезвычайным: на осмотр больного созывались многочисленные толпы студентов и медиков, дабы они на практике, а не по учебникам, могли ознакомиться со страшной болезнью.
Традиционная медицина
Популярно о йоге
Йога — это лечебная гимнастика духа и тела.
Болезни, которые нас выбирают
НУЖНА ЛИ ОПЕРАЦИЯ ПРИ КИСТЕ ПОЧКИ?
Как должен себя вести человек, у которого неожиданно выявлена киста почки?
Болезни, которые нас выбирают
Все, что вы хотели знать о фарингите
Хотя фарингит протекает тяжело и неприятно, сам по себе он не опасен для жизни. Возможно поэтому медики не проявляют к нему особого интереса: научных работ по фарингиту не так уж много.